Защита прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси
Порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регламентирован: Гражданским кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильными транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. № 1586 (далее – Правила №1586); Федеральным законом “Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” от 29.12.2022 N 580-ФЗ (далее – N 580 – ФЗ); Законом Астраханской области от 26.06.2023 №52/2023-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Астраханской области».
Согласно ст. 3 N 580 – ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано.
В салоне легкового такси должна быть размещена информация, содержащая следующие сведения: – государственный регистрационный номер транспортного средства, используемого в качестве легкового такси; – наименование перевозчика;- номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;- сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения; – абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений; – фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя легкового такси; – абонентский телефонный номер уполномоченного органа. В салоне легкового такси должна находиться информация о действующих тарифах, в том числе о тарифах на единицу пробега транспортного средства и (или) единицу времени пользования транспортным средством (далее – тарифы на перевозку легковым такси), а также правила их применения при определении платы за перевозку.
Согласно указанным документам перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого пассажиром непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению перевозчика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению перевозчиком заказа пассажира.
Заказ пассажира принимается перевозчиком с использованием любых средств связи.
В соответствии п.82 Правил №1586 Фрахтовщик обязан:
а) хранить сведения, содержащиеся в журнале регистрации перевозчика, не менее 6 месяцев;
б) сообщать номер принятого к исполнению заказа лицу, осуществившему заказ, наименование перевозчика, размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения, исполнение дополнительных требований к перевозке, планируемое время прибытия легкового такси;
в) по прибытии легкового такси сообщать лицу, осуществившему заказ, местонахождение, государственный регистрационный номер, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя, фактическое время прибытия легкового такси;
г) выдать фрахтователю, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек или чек, сформированный в соответствии со статьей 14 Федерального закона “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”, подтверждающие оплату пользования легковым такси.
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если маршрут потребителем не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
– Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
В легковом такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
Плата за пользование легковым такси, определяется в виде фиксированной платы, либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
При оказании услуг ненадлежащего качества потребитель в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков во время оказания услуги;
– соответствующего уменьшения цены (оказанной услуги);
– отказ от исполнения договора, возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем;
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
При этом обращаем внимание о необходимости предоставлении доказательств ненадлежащего исполнения услуг (видео-записи, записи диктофона и др.).
При наличии претензии к исполнителю услуг потребители вправе обратится в суд. В силу ч. 3 ст. 30 ГПК РФ и п. 22 Пленума № 17 иски к перевозчику предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, при этом необходимо соблюдение претензионного порядка. Потребители освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В связи с чем, рекомендуем потребителям направлять на юридический адрес перевозчика претензию.
Для получения консультаций потребители могут обращаться в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области по адресу ул. Н. Островского, 138, телефон Горячей линии 8 (8512 ) 33-15-02, либо в Консультативный центр по телефону 8(8512) 33-98-97.