1. Особенности назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

В соответствии с частью 1 статьи 47 УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

Суд не может назначить осужденному наказание в виде лишения права занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях, на унитарных предприятиях и в акционерных обществах, а также в государственных корпорациях и компаниях, поскольку запрет занимать указанные должности законом (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации) не предусмотрен.

  1. Учитывается ли мнение потерпевшего о назначении строгого наказания подсудимому

В силу статьи 6 УК РФ наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, при этом в соответствии с положениями статьи 60 УК РФ при назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Мнение потерпевшего о назначении строгого наказания не может учитываться судом при вынесении приговора.

Следует учесть также положения статьи 63 УК РФ, содержащей исчерпывающий перечень отягчающих наказание обстоятельств, который расширительному толкованию не подлежит.

  1. Можно ли конфисковать автомобиль, находящийся в совместной собственности.

Согласно ст. 104.1 УК РФ, судом производится конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1264.2 или 264.3 настоящего Кодекса. При этом, Верховный суд РФ установил, что конфисковать автомобиль, если для этого есть основания, можно не только у собственника, но даже в том случае, если авто находится в совместной собственности.

Само по себе нахождение машины в совместной собственности супругов не препятствует применению конфискации имущества либо его доли, принадлежащей виновному, супруг не лишен возможности обратиться с требованиями о выделе доли в совместном имуществе для обращения на взыскания.

  1. Об уголовной ответственности за использование чужой банковской карты при бесконтактной оплате товаров

В соответствии с его пунктом 5 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29 “О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое” дополнено пунктом 25.1. В силу названного пункта тайное изъятие денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, например, если безналичные расчеты или снятие наличных денежных средств через банкомат были осуществлены с использованием чужой или поддельной платежной карты, надлежит квалифицировать как кражу по признаку “с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств”. По пункту “г” части третьей статьи 158 УК Российской Федерации квалифицируются действия лица и в том случае, когда оно тайно похитило денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства, использовав необходимую для получения доступа к ним конфиденциальную информацию владельца денежных средств (например, персональные данные владельца, данные платежной карты, контрольную информацию, пароли).

Одновременно пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 22 из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 48 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” исключен, помимо прочего, абзац первый пункта 17. В указанном абзаце применительно к предшествующей редакции статьи 159.3 УК Российской Федерации и в отсутствие в части третьей статьи 158 данного Кодекса пункта “г” (квалифицирующего признака кражи, совершенной с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств), введенного Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N 111-ФЗ, содержалось разъяснение о том, что действия лица следует квалифицировать по статье 159.3 УК Российской Федерации в случаях, когда хищение имущества осуществлялось с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем сообщения уполномоченному работнику кредитной, торговой или иной организации заведомо ложных сведений о принадлежности указанному лицу такой карты на законных основаниях либо путем умолчания о незаконном владении им платежной картой.

Таким образом Верховным Судом Российской Федерации устранена существовавшая в правоприменительной практике неопределенность в разграничении составов кражи, совершенной с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств, и мошенничества с использованием электронных средств платежа.

  1. Предлагается обязать кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв обязать представлять сведения о своих доходах.

Третье чтение прошел проект о госслужбе и о противодействии коррупции. Планируется обязать претендентов на включение в федеральный кадровый резерв сдавать сведения о своих доходах и имуществе и о доходах и имуществе членов семьи (п. 1 ст. 1 проекта). Достоверность данных будут проверять в порядке, который установит президент (п. 3 ст. 2 проекта).

Также президент станет определять категории и группы должностей федеральной службы, для которых создают кадровый резерв (пп. “б” п. 6 ст. 1 проекта). Сейчас его формируют для замещения должностей федеральной службы высшей, главной и ведущей групп.

Указанный проект внесет изменения в Федеральный закон “О противодействии коррупции” от 25.12.2008 N 273-ФЗ

  1. Порядок продления и прекращения принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части данного Кодекса, в состоянии невменяемости, либо лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (пункты “а”“в” части первой статьи 97);

Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера: а) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях; б) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа; в) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; г) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением; лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в пункте “д” части первой статьи 97 данного Кодекса, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях (статья 99);

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров; изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (части первая и третья статьи 102).

При этом, данные нормы не  предусматривают предельного срока применения принудительной меры медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

  1. Уточнен порядок принятия следователем уголовного дела после возвращения прокурором

В соответствии с Федеральным законом Уголовно-­процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, предусматривающими возможность задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в условиях военного положения, на срок до 30 суток и предъявления такому лицу обвинения в течение 45 суток с момента задержания.

В целях исключения фактов длительного непринятия следователем к производству уголовного дела устанавливается обязанность руководителя следственного органа незамедлительно поручать производство предварительного следствия следователю в случаях отмены постановлений о прекращении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия либо в случае возвращения уголовного дела для производства предварительного следствия. При этом следователь будет обязан незамедлительно принять уголовное дело к своему производству.

Кроме того, уточняется срок окончания предварительного следствия в случае, когда следователем выносится постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Наряду с этим увеличивается с двух до пяти суток срок рассмотрения прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным актом от дознавателя.

  1. Ответственность за незаконное проникновение в жилище

За незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица (ч.1 ст.139 УК РФ), виновное лицо наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется активной формой поведения в виде незаконного проникновения в жилище против воли проживающего в нем лица. В то же время использование обмана, злоупотребления доверием для проникновения в жилище не образует рассматриваемого состава преступления, поскольку в этих случаях лицо проникает в жилище по воле проживающего в нем лица, хотя оно и находилось в заблуждении относительно тех или иных обстоятельств.

Основным правом на неприкосновенность жилища обладают как лица, наделенные правом пользования или правом собственности на занимаемое жилое помещение в качестве места жительства либо места пребывания, которое подтверждено правоустанавливающими документами (договоры аренды, найма, субаренды, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.) или должностными лицами, так и лица, вселенные в жилое помещение (в том числе на время) по воле проживающих в нем на законном основании. Все указанные лица могут рассматриваться как потерпевшие от данного преступления.

Преступление окончено с момента проникновения в жилище.

  1. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Согласно статье 23 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психотропных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в момент совершения преступления не является основанием для освобождения от ответственности и наказания.

В соответствии с частью 1.1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации суд, назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств и других запрещенных веществ.

Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений в состоянии опьянения, которое будет являться криминообразующим признаком. При этом, в данном случае опьянение в качестве отягчающего наказание обстоятельства учету не подлежит.

Таким образом, судом в каждой конкретной ситуации в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного лица решается вопрос о необходимости признании в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления в состоянии опьянения.

  1. Учет не зависящих от лица обстоятельств в целях антикоррупционного законодательства

В 2023 голу в антикоррупционное законодательство внесены изменения, касающиеся учёта независящих от лица обстоятельств.

В Федеральный закон “О противодействии коррупции” внесены изменения, предусматривающие, что лицо, в отношении которого в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств.

Не зависящими от лица обстоятельствами признаются, в частности, находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты и пр.

Предусмотрено, что соблюдение антикоррупционных требований и исполнение соответствующих обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких антикоррупционных требований.

  1. Кто обязан проводить работы по опиловке аварийных деревьев

Нормами ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Решением Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» от 22 июня 2020 г. № 41/12 утверждены Правила благоустройства муниципального образования – Город Ахтубинск (далее – Правила).

Согласно ст. 1 п. 63 Правил, прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован и границы которого определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Астраханской области.

Согласно ст.2 Правил содержание территорий общего пользования и элементов благоустройства, расположенных на них, осуществляют физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, владеющие соответствующими территориями и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и необходимый уровень благоустройства, принимать меры для сохранения объектов и элементов благоустройства на всей территории Города Ахтубинска.

Нормами ст. 47 Правил установлено, что все работы по содержанию зеленых насаждений на Города Ахтубинска выполняются предприятиями, организациями, учреждениями, индивидуальными предпринимателями и частными лицами на землях, в собственности которых они находятся. Работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, могут осуществляются специализированными организациями, имеющим соответствующие лицензии и право на проведение работ по уходу за зелеными насаждениями по договору с Администрацией.

Ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагаются в том числе на орган Администрации, уполномоченный в сфере благоустройства.