Прокуратура информирует
Согласно Трудовому кодексу РФ (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 101), режим ненормированного дня должен быть прописан в трудовом договоре. Перечень должностей, на которые может распространяться такой режим, утверждается коллективным договором или локальным нормативным актом с учётом мнения представителей работников.
Если сотрудник работает неполную неделю, но полный день, ненормированный график может быть установлен без перевода на полную занятость. Для привлечения к сверхурочной работе достаточно внутреннего распоряжения работодателя — согласие сотрудника не требуется. Порядок издания такого документа законодательством не регламентируется.
Работодатель может вызвать работника как до начала, так и после окончания основного рабочего времени. Закон не ограничивает продолжительность дополнительной работы, однако она не должна становиться системой. Обычно это допускается не более трёх раз в неделю и только при наличии реальной необходимости.
Несмотря на особый режим, сотрудник остаётся под защитой общих правил: он имеет право на отдых в выходные и праздничные дни. В случае их совпадения с работой, оплата производится не менее чем в двойном размере (ст. 113, ч. 1, 3, 4 ст. 153 ТК РФ). По желанию сотрудника вместо повышенной оплаты может быть предоставлен день отдыха, который оплачивается в одинарном размере.
При систематическом нарушении порядка привлечения к работе (например, постоянных переработках), работник вправе обратиться в инспекцию труда или суд для защиты своих прав.
2.
Нарушение требований пожарной безопасности представляет собой особую категорию правонарушений, угрожающих жизни и здоровью людей, а также имуществу. Такие деяния регулируются не только административным законодательством, но и в ряде случаев могут повлечь уголовную ответственность.
Согласно статье 20.4 КоАП РФ, нарушением считается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, установленных Федеральным законом №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность может наступить для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они не провели необходимые противопожарные мероприятия, не обучили сотрудников действиям при возгорании, либо допустили эксплуатацию зданий и сооружений с нарушениями требований пожарной безопасности.
Для привлечения к административной ответственности достаточно составления протокола должностным лицом органа государственного пожарного надзора. При этом доказывание наличия вины лица в совершении данного правонарушения не требуется — ответственность наступает объективно, то есть сам факт нарушения является достаточным основанием для привлечения к ответственности.
Кроме того, частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена повышенная ответственность за повторное нарушение, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за аналогичное деяние. Санкция предусматривает наложение штрафа в увеличенном размере либо дисквалификацию должностных лиц.
В случае, если нарушение повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека, либо значительный материальный ущерб, применяется статья 219 УК РФ — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, либо ч. 2 ст. 219 УК РФ — причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по обеспечению безопасности.
Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности — это не формальность, а обязательное условие деятельности организаций и ИП, от которого зависит жизнь и здоровье граждан. Нарушение этих требований может повлечь не только административное, но и уголовное наказание.
3.
Установление отцовства представляет собой комплексный юридический процесс, направленный на узаконивание родственных связей между мужчиной и ребенком.
В Российской Федерации данная процедура регламентируется положениями Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».
Сама процедура установления отцовства отлична от установления материнства, но она зависит статуса женщины, являющейся матерью ребенка, в отношении которого проводится установление отцовства.
Российским законодательством предусмотрен ряд регулирующих данную процедуру презумпций. Так, муж автоматически признается отцом ребенка, если родители состоят в зарегистрированном браке. Сведения об отце в данном случае вносятся в свидетельство о рождении на основании свидетельства о браке.
В ином случае, если брак между родителями ребенка отсутствует, установление отцовства может быть осуществлено как в добровольном, так и в судебном порядке.
Добровольное установление отцовства имеет место в 3 ситуациях:
на основании совместного заявлению отца и матери, не состоящих в браке (подается в ЗАГС), по единоличному заявлению отца, при наличии полученного одобрения органа опеки и попечительства, а также на основании совместного заявления родителей будущего ребенка, не состоящих в браке, которое подается в ЗАГС во время беременности матери.
Судебное установление отцовства регулируется правилами искового производства и гражданско-процессуального законодательства, заявление об установлении отцовства может быть подано одним из родителей несовершеннолетнего ребенка, опекуном или попечителем, лицом, на иждивении которого находится ребенок, или самим ребенком после достижения совершеннолетия.
Законодательно урегулированы определенные условия установления отцовства в судебном порядке: отсутствие в установленном порядке зарегистрированного брака между отцом и матерью на момент рождения ребенка, а также отсутствие обстоятельств, предусмотренных добровольным порядком установления отцовства.
При рассмотрении дела суд может учитывать любые доказательства, достоверно подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
Дела об установлении отцовства по общему правилу рассматриваются в порядке особого производства, но, если при рассмотрении дела или подаче заявления возникает материально-правовой спор, то суд оставляет заявление без рассмотрения с одновременным разъяснением сторонам права на предъявление искового заявления в общем порядке.
Круг лиц, имеющих право подать заявление об установлении отцовства, законодательно не ограничен.
4.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 351 “О предоставлении отпусков работникам, усыновившим ребенка” (вместе с “Правилами предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка”) согласно которому обновлены правила предоставления отпусков лицам, усыновившим ребенка
Так, работникам, которые усыновили ребенка предоставляется отпуск на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения.
Также при необходимости предоставляется отпуск до достижения ребенком 3 лет. Для этого усыновитель подает работодателю заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности с копией свидетельства о рождении ребенка. Вдобавок необходимо предъявить решение суда, либо его копию
об усыновлении ребенка (детей).
Если ребенка усыновили оба родителя, то указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению. Вместе с тем, усыновителю назначается и выплачивается пособие в порядке и размере, которые установлены для выплаты пособия по беременности и родам.
Кроме того, законодатель предупреждает об уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации лиц, осведомленных об усыновлении ребенка (детей), в случае разглашения тайны усыновления ребенка (детей) вопреки воле усыновителя.
5.
Экстремизм и терроризм создают значительную опасность для общественной стабильности, безопасности государства и прав населения. Борьба с этими угрозами занимает ключевое положение среди задач государственной политики России, где значимую роль играют органы прокуратуры Российской Федерации. Осуществляя контрольные полномочия, прокуратура организует мероприятия, направленные на предотвращение, обнаружение, остановку и расследование деяний, связанных с террором и экстремизмом.
Кроме того, прокуратура координирует взаимодействие между Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Росгвардией и прочими структурами, занятыми борьбой против терроризма и экстремизма. Для этого проводятся совещания, разрабатываются совместные планы действий, осуществляется обмен сведениями и оценка результатов принятых мер.
Основная цель такой координации — обеспечить максимальную эффективность совместной работы государственных структур в деле борьбы с указанными преступлениями. Органы прокуратуры осуществляют контроль над общественными объединениями и религиозными организациями, своевременно выявляют структуры, занимающиеся пропагандой экстремистских идей, и принимают решения относительно запрета или прекращения их деятельности. Важное направление работы прокуратуры также связано с профилактическими мерами. Они направлены на искоренение факторов и обстоятельств, благоприятствующих возникновению и распространению преступности экстремистского и террористического характера.
Таким образом, эффективная деятельность прокуратуры в области предотвращения и пресечения проявлений терроризма и экстремизма служит важной частью системы защиты национальной безопасности России, обеспечивая защиту законных прав граждан и поддерживая стабильность и спокойствие в обществе.
6.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541- 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние лица, которые стали собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Кроме этого, за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином. Нотариального удостоверения договора передачи не требуется, государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-х месячный срок со дня подачи документов.
Стоит иметь ввиду, что лица в случае нарушения их прав при решении вопросов приватизации жилых помещений могут обратиться в суд в защиту своих законных прав и интересов.
Ахтубинская городская прокуратура